Майлин

Майлин

Переводчик

пятница, 3 октября 2014 г.

У каждого есть своя «малая Родина», откуда ты появился на свет, у Беимбета Майлина это аул Актюбе, расположенный на берегу реки Аят. 
Мы предлагаем Вашему вниманию сторителлинг  
«Аул Актюбе – родная колыбель Беимбета Майлина».


У берегов реки твоей, Аята
Родная степь, любимая до слёз.
Здесь в каждом доме чтут и помнят свято,
Кто славу краю этому принёс.
                                                                                                       Л.Сичко


            У каждого человека на земле есть своя точка отсчета. У Беимбета Майлина она начинается с аула Актюбе, что на берегу реки Аят. Аул, расположенный в урочище Актюбе, как написано в архивных справках официального названия до 1934 года  не имел и значился под номером 15.
Краевед И.Дьячков пишет в своих заметках: «Исходив весь аул вдоль и поперёк, в старинных и современных границах его, я пришел на бывшее подворье родителей Беимбета, от которого  остались лишь заросшие травой кучи от землянки мазанки  и камышовых сараев. Прикинув, где здесь находилась жилая часть подворья, почтительно остановился: вот здесь - то 15 ноября девяносто четвёртого года прошлого века (1894 г.) и раздался первый младенческий  крик будущего писателя, здесь-то и есть та единственная, самая памятная и дорогая сердцу точка, от которой началась его недолгая, но яркая человеческая и литературная деятельность».
         С дороги, пролегающей между Николаевкой  и Асенкритовкой селение просматривалось как на ладони. Жилые землянки, мазанные желтой глиной, а  при них разные сараи и загоны из камыша и навозных валов, создавали впечатление всхолмленного островка на равнине прибрежной степи.
Работая кучером Мухамжарыбая и разъезжая с ним по приаятским аулам и селам, заимкам и джайляу, Б.Майлин познавал природные и хозяйственные богатства родного края, узнавал труд, быт и культуру сородичей и переселенцев переживал  остроконфликтные ситуации  в отношениях между баями, биями  и муллами, трудовыми скотоводами и  крестьянами. Школой жизни и литературным институтом для Майлина были его родной аул с зимовьями и летними выпасами и та цепочка аулов , которая протянулась по – над пойменными местами  Аята и Тобола, а также переселенческие сёла русских, украинцев ,белорусов и других национальностей, расположившихся между аулами.
         Аул Актюбе до наших дней сохранил свои особенности исконно казахского поселения, проявив в этом свою жизнестойкость и отзывчивость к протекающим вокруг общественно-политическим событиям.
         В стране ширилась коллективизация сельского хозяйства. Беимбет Майлин прислал своим землякам письмо со страстным призывом объединить усилия по совместной обработке полей, развитию животноводства. Бедняки казахи приняли совет писателя организовать ТОЗ в двадцать втором ауле, который размещался на территории нынешнего целинного совхоза (Красносельский), носящем имя Б.Майлина. Секретарем правления товарищества по совместной обработке земли (ТОЗа) стал Сакан Оралбаев.
По совету же Беимбета Майлина в Актюбе в 1929 году был организован колхоз «Жалши». Писатель, внимательно следивший за становлением новой жизни в родном ауле рекомендовал первым председателем коллективного хозяйства Сакана Оралбаева, проявившего себя умелым организатором бедняков.
         От пятилетки к пятилетке набирала сил советская экономика. Крепло и коллективное хозяйство «Жалши». Оно было небольшим хозяйством, но при укрупнении колхозов, затем и создании совхоза «Николаевский» сыграло немалую роль.
         Б.Майлин добивается открытия в ауле Актюбе светской аульной школы, в которой и становится первым учителем. Школа сначала размещалась в проходной части землянки, нанятой  у одного скотовода, затем Беимбет Жармагамбетович поднял весь аул, подключил и волость, чтобы построить новую землянку. Здесь школа находилась вплоть до 32 года, когда на её месте был собран двухкомнатный деревянный дом под жестью кулака Егора Трякина, перевезенный из с.Оренбургского.
Среди приземистых мазанок он казался высоким и праздничным: под зеленой крышей с голубыми ставнями и сверкающими окнами школа как бы заявляла, что вот таким будет вскоре весь аул.
         Но Великая Отечественная война не позволила сбыться этой мечте аульных жителей.
         В послевоенное время и годы освоения целинных земель аул был  практически построен заново. И на месте бесформенного желтого островка возник новый поселок с улицами и  площадью, школой и библиотекой, клубом и медпунктом с кирпичными постройками и  просторными светлыми домами.
         Майлин  также организовал первые кооперативные лавки для продажи жителям  аула продовольствия и предметов первой необходимости. Об этом говорит его тесное общение и сотрудничество с богатым татарским купцом Муханбетжаном Яушевым, его братьями и сыновьями, которые вели торговлю по всему  Костанайскому уезду.
         Б.Майлин внес большой вклад  в культурное развитие нашего края. Первые очаги культуры -  красные юрты, избы- читальни были организованы  при непосредственном его участии. Первый аульный театр, или как говорили аульная сцена тоже была организована Б.Майлиным. Это было летом 1913 года, местные жители аула Актюбе во главе с Б.Майлиным показали спектакль «Каламкас», пьесу написал и поставил сам Майлин, где впервые на сцену вышел Елубай Умурзаков.
         Из воспоминаний М.Каратаева, литературоведа, писателя, академика АНКазССР: «5 марта 1932 года общественность республики отметила двадцатилетие литературной деятельности Беимбета Майлина. Если не ошибаюсь, это был  первый в истории казахской литературы юбилей, который отмечался официально и торжественно. Зал единственного тогда в Алма-Ате театра, где происходило юбилейное собрание вмещал не больше трехсот человек. Многие  стояли на улице. Этим люди выражали свою исключительную любовь к писателю. Не было ничего пышного – ни наград, ни богатых подарков. Но по отношению людей к писателю можно было судить о силе любви народа к своему художнику и бытописателю.
Крайне скромен и скуп на слово был Беимбет и в этот торжественный день. Из его весьма короткой речи запомнились мне следующие слова: «Буду писать, пока руки удерживают перо. Буду писать о новой жизни и о людях, которые ее строят. Буду писать от души, если это действительно приносит людям пользу».
Б.Майлин  совместно с Г.Мусреповым написали сценарий фильма «Амангельды». Летом 1937 года уже шла съёмка, в которой принимал участие и Б.Майлин.
А в 1938 году жизнь Беимбета Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда оборвалась на творческом взлёте.
         Лишь в 1957 определением Верховного суда СССР от 16 апреля Беимбет Майлин  был реабилитирован, приговор отменён и дело прекращено за  отсутствием состава преступления.
         Имя писателя, его творчество вернулось к людям. Впервые юбилей Б.Майлина, его 70-летие, было отмечено  в Тарановском районе в 1965 году.
Одним из организаторов юбилейных торжеств памяти Б.Майлина был К.А.Тажмакин, работавший в те годы (1965-1969гг.) председателем Тарановского райисполкома. В 1965 году племсовхозу «Красносельский»  было присвоено имя Б.Майлина, а в 1979 году на территории школы с.Красносельское был сооружен памятник Б.Майлину. В центре небольшого села Актюбе в 1989 году (к 95-летию со дня рождения) был воздвигнут бюст Беимбету Майлину. На торжествах присутствовали дочери Разия и Гульсум Майлины.
         5 августа 1994 года. Небо над аулом звенело песнями жаворонков.  Только что  кончился очередной приступ дождя,  а сейчас вот ясное солнышко осветило землю, предвещая хорошую погоду. В степи хмельной запах разнотравья. Дома, осененные невидимым светом, замерли в радостном ожидании ,и, кажется будто сами светятся, расстелив розовые тени. Какая-то торжественная тишина. Она как прелюдия к музыкальной картине – июльско-августовского дня. Обновленный аул Актюбе принимает гостей. Вдоль Аята, одна к одной, встали машины. Это транспорт, доставивший людей из  ближних и дальних населенных пунктов района на  юбилей писателя – 100 лет со дня рождения Б.Майлина. В этот день состоялось открытие и освящение мечети, построенной в с. Актюбе. В основание бюста Б.Майлина была замурована капсула с землей, доставленная в Актюбе с места расстрела  писателя его родственниками.
         Очень символично, что в числе почетных гостей присутствовали дочери Беимбета Майлина Гульсум и Разия, внуки и родственники писателя. В беседе с корреспондентом районной газеты «Маяк» Гульсум Беимбетовна отметила: «Хочу, чтобы наш аул всегда был таким же красивым, как сейчас, а об отце моем жила память в народе. Самое главное – передать его доброту и человечность людям, которых он очень – очень любил».
         Казахское народное изречение «Ай-ортақ, Күн – ортақ, жақсы -ортақ» гласит, что «луна, солнце и прекрасный человек принадлежат всем». Замечательный писатель, человек большой души Беимбет Майлин навсегда принадлежит народу. На Тарановской земле его именем названы: Тарановская средняя школа; районный историко-краеведческий музей; переулок в с.Тарановском; с 1996 года на базе целинного совхоза «Николаевский» образовано ТОО им.Майлина; станция Майлина, с её путей начинаются перевозки железной руды Лисаковского горно-обогатительного комбината, Краснооктябрьского бокситового рудоуправления, предприятий  Лисаковской свободной экономической зоны.
         С 1991 года с.Актюбе решением сессии районного совета народных депутатов стало носить имя Беимбета Майлина (с.Майлин).
         Места, где живут и трудятся земляки Б.Майлина прекрасны в любое время года. Хороши они зимой, когда хрустальным блеском сияет на солнце лед на реке Аят, когда гулкая тишина лежит в необъятной степи. Иное  радует здесь сердце с приходом теплых дней.  Музыкой жизни становится журчание сбегающих в овраги бессчетных ручейков. Их беспечный говор сливается  с радостными криками  возвращающихся на родину перелетных птиц. Хороши эти края летом, с небесной синевой воды в реке и голубым необъятным небом.
         Но непередаваемо красивы окрестности осенью, когда, словно огромные зеркала стынут в цветных рамках степные озера, а вдали золотом сверкают березовые  и осиновые колки. Разве можно не любить этот край, и не стремиться сделать его прекраснее?
Ради этого жил Беимбет Майлин и живут жители нынешнего села носящего его имя.

Список использованной литературы:

         Вазенмиллер, Л., Жуненко, Р. На родине Б.Майлина. // Маяк. – 1989. – 5 сентября.
         Дьячков, И. Актюбе – родина талантов // Маяк. – 1992. – 18 июня. – С.4.
         Дьячков, И. Первые шаги писателя // Маяк. – 1992. – 17 октября. – С.4.
         Дьячков, И. Так выглядела родина Б.Майлина. // Маяк. – 1992. – 23 мая. – С.4.
         Дьячков, И. Университеты Майлина. // Маяк. – 1993. – 27 августа. – С.4.
         Каратаев, М. Незабываемый Би-ага: - В кн.: Свет русской культуры. –Алма-Ата, «Казахстан», 1975. – С.228-237.
         Климина, О. Это наша с тобою земля… // Маяк. – 1995. – 24 ноября. – С. 2.
         Козыбаев О.А. «Слово о друге».- В кн.: В краю хлеба и металла, жизнь замечательных людей Костанайской и Торгайской областей. Встречи, беседы, диалоги. Кн.6-ая. Алматы, 1995.-С.47-49.
         Малисевич, О. Грядут перемены? // Маяк.- 1992. – 13 июня.- С.4.
         Осадчий, П. Жизнь, прожитая всерьёз. // Маяк. – 1980. – 26 авг. – С.2-3
         Хино, И. Династия Сексенбаева // Маяк. – 1991.- 19 октября. – С. 2.
         Хино, И. Добрая память осталась в сердцах. // Маяк.- 1994. – 12 августа. – С.1-2.
         Хино, И. Сливки  Тарановской земли. // Маяк. – 1991. – 19 октября. –
С. 2.



Составитель: Гренц Н.В.
Редактор:  Асанова Г.Ж.
Компьютерный набор: Ищенко Н.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий