Майлин

Майлин

Переводчик

понедельник, 9 июня 2014 г.

Наши разработки

Беимбет Майлин – корифей казахской литературы, поэт, прозаик, публицист и драматург был истинным выразителем народных дум, глашатаем дружбы народов, защитником интересов жителей казахского аула. Мы вправе называть его певцом родного края, национальной гордостью казахского народа. Писатель разностороннего дарования, Беимбет Майлин создал самобытные произведения почти всех жанров литературы, которые остаются актуальными и в наши дни.
Пособие, предлагаемое вашему вниманию, окажет помощь  в подготовке  мероприятий по творчеству Беимбета Майлина. 

«Летописец великих перемен»
(материал к вечеру – портрету)

В среднем течении реки Аят, на пологом левобережном склоне, с давних времен расположился аул Актюбе (Белая высота).
Вокруг него по обоим водораздельным степным просторам раскинулись богатые пастбищные угодья  и плодородные земли под хлебопашество.
         А на северных пределах к ним примыкают ещё и лиственные леса. Видно, все это и  привлекло сюда на оседлую жизнь казахов одного из кочевых родов, а в конце XIX и в начале XX века и российских безземельников.
Так, около ста лет назад, недалеко от аула на правобережье Аята разрослись сёла переселенцев Николаевка и Асенкритовка,  а немного дальше по реке – сёла Варваринка, Журавлевка и  Оренбургское.
И жил аул среди них своей извечной жизнью, обогащая новых соседей опытом степных скотоводов, особенностями полукочевого быта и культуры и сам, обогащаясь тем же у своих российских братьев по совместному, определённому исторической судьбой жительству на родной земле.
         Очевидно, поэтому аул Актюбе до наших дней сохранил свои особенности исконно казахского поселения, проявив в этом свою жизнестойкость и отзывчивость к протекавшим вокруг общественно- политическим событиям. Аул был своего рода локатором, который  улавливал все происходившие изменения в жизни края. Бедные крестьяне – скотоводы аула были среди первых, кто решился на новую форму хозяйствования – организовали свой  колхоз и назвали его по-своему батрацкому социальному положению «Жалши» (Батрак).
С того времени и аул среди местного населения стал называться по имени колхоза «Жалши».
Но батрацкий колхоз стал вырываться из векового по-настоящему застойного уклада жизни.  Он добился того, что на место пластовой (дерновой) землянки, где ютилась, наверное, ещё со времени Ибрая Алтынсарина аульная начальная школа, был перевезен из села Оренбургского конфискованный у кулака Егора Трякина пятистенный деревянный дом под школу и избу – читальню. В этой школе учились на родном языке дети колхозников. Дети аула, общаясь с детьми прилегающих сел, хорошо говорили по-русски.
         Многие торговые среднеазиатские караваны проходили или близко от аула или прямо через него на Троицкие, Николаевские ярмарки.
Такое общение с разноязычными людьми положительно сказывалось на духовном, культурном и хозяйственно-бытовом развитии аула и его жителей.
Наверное, поэтому из них вышли известные  передовые люди своего времени.
Их  плеяду открывает имя одного из основоположников казахской  литературы Беимбета Майлина.
         Природа не поскупилась наделить этого человека веселой жизненной силой и неизбывной добротой. К нему рано пришло понимание того, что в  каждой душе звучит своя музыка, а  творчество начинается как робкая догадка, что эта музыка может послужить ещё кому-то. Он стал одним из творцов литературного языка родного народа, родоначальником его поэзии, прозы, драматургии. Всегда был  перегружен работой, полон замыслов и не умел уставать. Перу его принадлежит около 250 поэтических, более 100 прозаических, два десятка драматургических произведений. Он создал бы  ещё много ценных произведений, если бы из – за выдуманных обвинений его не расстреляли  «как врага народа» 26 февраля 1938 года. В 1957 году был оправдан. Его лишили жизни, когда ему ещё не исполнилось  44 года. Но остались  его  творения.
         Классик казахской советской литературы, один из зачинателей современной советской  многонациональной культуры, Беимбет (Бимагамбет) Жармагамбетович Майлин родился в  1894  году  в урочище Актобе Дамбарской волости  Тургайского края. В два года он лишился отца. Мать-батрачка умерла, когда мальчик немного подрос. Воспитывался он у бабушки Бойдас. «Моя бабушка, пристрастившая меня к  чтению, очень любила стихи, - вспоминает Майлин. Порою, с  улыбкой глядя на меня, она  говорила: «Айналайын,  в твое  отсутствие я сочинила песенку». Грамоте Беимбет обучался у аульного муллы и учителя-татарина. В 1911 году поступил в мусульманскую школу- медресе Аргынбаева, из которой был исключен за  месяц до окончания учебы – едко высмеял в стихах аульного акына- подхалима Аржикея. Но желание учиться было неодолимым. И весной 1914 года, успешно окончив Троицкую школу «Уазифа», юноша поступает в медресе «Халия» в  Уфе, считавшееся высшим учебным заведением. Из-за  отсутствия средств на обучение через полгода Беимбет возвращается в родной аул, где учительствует несколько лет кряду.
         В нём интуитивно, а со временем все осознанней определяется главная цель жизни – служить духовному возрождению родного народа. Этому  способствовали и дружба с  видными казахскими  прогрессивными деятелями: М.Сералиным, С.Торайгыровым, и  чтение книг башкирских и татарских писателей, со многими из которых Беимбет познакомился в Уфе (Г.Ибрагимов, М. Гафури, С.Кудаш) и огромный интерес к русской  литературе, произведениям Крылова, Гоголя, Толстого, Чехова.
         В 1913 году в казахском рукописном журнале «Садак» (Лук), выпускаемом  студентами медресе в Уфе, появляется первая публикация Б.Малина: стихотворение «Черты мусульманина». Позже, за два  года до революции, - первая повесть  «Памятник Шуги» о  трагической гибели девушки, ставшей жертвой старых  обычаев. Начиная с 1914 года  произведения талантливого юноши печатаются на страницах газет и журналов, издаваемых  в Оренбурге, Казани, Ташкенте.
         … История творилась на  глазах. И Беимбет оказался  талантливым свидетелем её. Вспыхнуло восстание 1916 года. Поэт приветствует поднявшихся на борьбу:
         Куда же вы, куда? По коням!
         Сомкнитесь все, не время для разброда…
Затем – Февральская  революция, Октябрь. Б.Майлин увидел революцию во всей её красоте и величии. Он стал певцом её победы. В каждом новом произведении Б.Майлина бьётся молодое, талантливое, честное сердце («С праздником», «Бедняку», «Аул цветёт – и мы цветем»).
         С установлением Советской власти в Тургайской степи аульный учитель Беимбет  возглавляет земельный отдел, назначается инспектором по  просвещению в Дамбарской волости, заведующим отделом народного образования края. Неутомимым пахарем принимается  возделывать свое писательское поле, скачет в походном строю в отряде  чрезвычайного комиссара Степного края А.Джангильдина, печалится печалями народа, самозабвенно веселится, высмеивая обычаи и обряды прошлого. Одним из первых берется за воспитание молодой поросли культуры.
         В 1922 году  выходит первая книга Б.Майлина. А в творчестве его впервые появляется образ всенародного любимца Мыркымбая, имя которого стало нарицательным. Отныне Мыркымбай – главный герой целого поэтического цикла, в котором автор прослеживает рост и становление  вышедшего из самых глубин казахской бедноты представителя  народа.
         В поэзии Майлина слились воедино лирика, публицистика, документ. Он – мастер  «маленьких поэм» («Маржан», «Раздел», «Сагындык» и т.д.), посвященных по преимуществу казахской женщине, её безрадостному прошлому, борьбе  за лучшую долю, духовному и культурному росту. Но наиболее ярко его талант проявился в жанре короткого рассказа, новеллы, повести. Этапным произведением в истории казахской литературы признан «Памятник Шуги» (1915). По праву считаются выдающимися произведениями казахской  литературы повесть «Коммунистка Раушан» и роман «Азамат Азаматович». «Лучшие образцы казахских рассказов представлены в наследии  Беимбета», - писал М.О.Ауэзов. Крупные проблемы решал писатель в небольших по объему произведениях. В его книгах – россыпи портретных зарисовок, великолепные образы, глубоко реалистические картины противоречий переходного  периода, борьбы с националистической идеологией. Б.Майлин пишет летопись аулов времен гражданской войны, коллективизации, индустриализации, первых пятилеток. И главный герой его – народ.
         Рядом с Майлиным-прозаиком неутомимо  шагает Майлин-журналист. С 1923 года он работает в областных и республиканских газетах. Нет ни одного альманаха, журнала, к которому Б.Майлин не имел бы прямого отношения. С 1936 года Б.Майлин – главный  редактор газеты «Қазақ  әдебиеті»  («Казахская литература»). Один за другим выходят в это время сборники его очерков, а также  скетчи и фельетоны, высмеивающие лентяев. При жизни Б.Майлина было издано около сорока его книг. В 1933-1936 годах вышло в свет четырехтомное собрание сочинений Б.Майлина. Немалый вклад внес он и в  дело создания первых школьных учебников.
         В республике создается  национальный театр, и Б.Майлин трудится над его репертуаром. Появлением жанра комедии казахская драматургия во многом обязана ему. «Каламкас», «Обманутый» - первые комедии Б.Майлина, вскоре  появляются  и «Мулла Шаншар», «Аульная школа». В эти же годы он завершил работу над оперным либретто «Дударай».
         …Ему была свойственна удивительная  скромность и мучительная  требовательность к себе. Свойства его таланта и характер эпохи совпали. В этом – главное счастье молодого, жизнерадостного поэта, прозаика, драматурга, биография которого оборвалась, в сущности, в самом начале. Все творчество его -  грандиозное по масштабности жизненное полотно, в котором важно каждое слово. Это  цельная, неразрывная историческая книга, навсегда оставшаяся в сердце народном. И писал её Б.Майлин потому, что родился в эпоху великого перелома, был талантлив, чист. Потому что понимал: жизнь человека – главное произведение его духа.
         Идет время, одно поколение сменяется другим. Но чем дальше, тем больше ощущается неправедность и несправедливость тех тяжких лет, что унесли из жизни таких замечательных людей, как Беимбет Майлин.
Когда мы слышим фразу «он был врагом народа», сразу представляем себе измученного стойкого борца, мужчину, ставшего жертвой своего времени, своей эпохи. И редко кто вспомнит, что у человека была семья, остались дети…
Гульжамал Майлина - жена извест­ного писателя Беимбета Майлина. Роди­лась в 1900 году в Карабалыке, казашка. Приговорена 21 июля 1938 года ОСО при НКВД СССР как ЧСИР к пяти годам ИТЛ. Прибыла в Акмолинское ЛО 3 октября 1938 года из тюрьмы г. Алма-Аты.
У Гульжамал и Беимбета Майлиных было пять детей, когда арестовали Беимбета в 1937 году. Следом аресту подвер­глась и Гульжамал. Старшего сына Аукена отправили как сына «врага народа» в штрафбат, где он и погиб. Младших детей отправили в Семипалатинский дет­дом.
Младшую Гульсим передали в Дом малютки Алма-Аты, где она пробыла до 1942 года, затем перевели в Саркандский детский дом, где пробыла до 1948 года. Гульсим жила среди русских воспитате­лей, которые звали ее Галей. Воспитываясь в детском доме, она росла очень умной, энергичной девочкой. Жить было тяжело. Как дочери «врага народа» другие дети устраивали ей «темную» — били, застав­ляли учить «Отче наш», стоять на мелком стекле. Ростом Галя была маленькой, и ее было легко обидеть. Детям приходилось вязать носки, варежки. Частенько они го­лодали, многие умирали от голода. Утром собирали умерших детей: их стаскивали с нар и грузили на телегу, чтоб увезти. Од­нажды среди трупов оказалась и Галя, со­всем обессилевшая от голода. Одна жен­щина заметила, когда вытаскивала ее, что девочка еще жива, и забрала ее к себе. Уха­живала за ней, кормила с ложки. Благодаря этой женщине, Галя осталась жива. Когда девочке было 13 лет, ее вместе с русской женщиной отправили в г. Новосибирск. Забрав все вещи и деньги, женщина бросила Галю. Одна, голодная ходила девочка неделями по вокзалу. Милиция после расспросов отправила девочку в Караганду к матери. При встрече мать сильно плакала. Радости было много. И Гульжамал стала жить со своими детьми Мереке, Едилем и Галей в шахтерском сарае с одним окном.
В лагере Гульжамал Майлина пасла овец. В своих воспоминаниях она расска­зывала один случай, как однажды потеряла пятьдесят голов овец, и начальник лагеря пригрозил, что если не найдет, то ей увеличат срок. В поиске овец она забрела в совхоз им. Кирова и зашла в дом на окра­ине. А когда увидев в доме маленьких детей и вспомнив своих, стала плакать. Хо­зяйка дома успокаивала ее, напоила чаем и позвала соседей. Когда узнали, что она жена Б. Майлина, директор совхоза встал и сказал, что все джигиты аула будут ис­кать овец, если не найдут, то отдадут  с  каждого дома по барану. Но, к счастью, пропавшие овцы нашлись.
Из лагеря освободилась в 1945 году.
Как жену «врага народа» Гульжамал не принимали на работу. Она стирала одеж­ду шахтерам, Мереке и Едил работали на шахте. Жили бедно.



Дочь Беимбета Майлина - Разия Беймбетовна вспоминает о последней встрече с отцом, о тяжелых испытаниях, свалившихся на семью великого писателя, о добрых отзывчивых людях, помогавших им в трудные годы.
5 октября 1937 г. в г. Алма-Ате везде висели афиши, извещавшие: «Завт­ра показ фильма «Амангельды». Автор Б. Майлин». Материалы для фильма он собирал в Кустанайской и Тургайской обл. 6 октября отец вернулся пос­ле одной из таких командировок, выглядел очень усталым. Обняв детей, сказал, что хочет отдохнуть, и попросил его не беспокоить. В тот же вечер за ним пришли энкавэдэшники. После этого семью писателя (жену и пяте­рых детей) выселили из квартиры и поселили в одной из комнат дома на ул. Иссык-Кульской, 129.
Вскоре после расстрела писателя, в апреле 1938 г., арестовали его жену и направили в Карлаг. Детей определили в Дом малютки и детприемники г. Семипалатинска. Туда же выселили семью писателя И. Джансугурова. Фатима-апай (жена И. Джансугурова) помогала детям всем, чем могла. Каж­дое воскресенье дети ходили к ней домой. Вместе с ними она писала письма в лагерь, вместе читали каждый ответ. Осенью 1940 г. младшего сына писа­теля отправили в Аягузский детский дом, а Разию и Мереке выселили из детдома, заявив, что они дети «врага народа». Беспомощные дети оказались на улице. Целый день искали, где можно было бы остановиться, и только под вечер устроились в общежитие ФЗУ. Через год их отправили в г. Кара­ганду. Так по всему Казахстану раскидали семью писателя.
Когда началась война в 1941 г., Разия работала на Карагандинском мя­сокомбинате. Ее все время не покидала мысль, как встретиться с матерью. В 1943 г. выпала такая возможность. С трудом выпросив документы у со­провождающего вагоны с зерном до ст. Жарык, переоформила их на свое имя, взяла отпуск на месяц и как проводник выехала в Карагандинскую обл. Мать находилась в местности Купко и жила в лагерном бараке. По при­езде Разию предупредили, что у матери больное сердце. Но когда она увиде­ла свою мать, которую не видела 6 лет, позабыв о предупреждениях, выбе­жала ей навстречу. Мать потеряла сознание и только через два часа пришла в себя, все еще не веря в происходящее.
Почти месяц жила Разия вместе с осужденными женщинами. Помогала матери пасти овец…
Из лагеря ее выпустили в 1945 г. После войны постепенно вся семья на­чала собираться, но не вернулся с фронта старший брат Аукен. Сама Разия осталась жить в Карагандинской обл., воспитала 10 детей, сейчас уже пра­бабушка. Она выражает свою благодарность всему казахскому народу, ко­торый чтит память ее великого отца.
Сегодня, с дистанции прошедших десятилетий мы в состоянии оценить деяние достойных людей, мечтавших о благоденствии нашей земли, о разумно организованной жизни для своих соотечественников. Думаем, что память о нем, безвременно ушедшем, будет жить в казахском народе всегда.


                                              
«И каждый образ - чуточку ты сам»
(обзор литературы)


Изменяется время
Изменяются люди
Лишь талант неизменен
Лишь талант неподсуден.
Льется песня акына
Наставлением  в путь –
«Не забудь свое имя,
Свой народ не забудь».
У костра кочевого
Звук домбры не стихал,
Ловит каждое слово
Майлин – сын пастуха…

         В 1915  году, накануне революции в рукописном школьном журнале «Садак» появилась повесть, которая называлась «Памятник Шуге». Она была не только по юношески горячей, сурово-правдивой, умной, но  и поэтичной. Имени её автора, казахского юноши Беимбета Майлина, никто тогда не знал.
Трудно было поверить, что такое зрелое художественное произведение создал двадцатилетний сын пастуха.
         До появления этой знаменитой повести Майлин написал сотни стихов. К сожалению, многие из них не дошли до нас, по – видимому юный поэт не считал увлечение поэзией делом серьезным.
В «Памятнике Шуге» - рассказывается  о большой человеческой любви. Это повесть о молодых людях, полюбивших друг друга и встретивших непреодолимое препятствие со стороны старых обычаев. Красивая и умная девушка Шуга не переносит, что её любимого юношу Абдрахмана сажают в тюрьму и тяжело заболев, умирает. Повесть  с самого  начала захватывает читателя. Действие развивается быстро и динамично. Путники едут по осеннему джайляу. Вот места, где только недавно стояли юрты, била  ключом жизнь. Но аул уже откочевал, остались лишь холодные очаги. Разговор между путниками завязывается, когда перед ними вырастает холм, называемый Памятником  Шуге. На вопрос: «А что это за Памятник Шуге? Гора что ли?- человек с редкой  бородкой  немного удивленный, отвечает: «А вы что, не слышали ничего о памятнике Шуге?» «Вы ведь еще молоды. Откуда вам знать? А в свое время каждый малец в округе знал эту историю. Да-а…Шуга, Шуга!...». И он начал повествование об этой трагической истории… (которую вы узнаете , прочитав повесть).
         В 1918 году Майлиным  была написана новелла «Восемьдесят рублей», в которой он рассказывает, как богатеи облагают бедняка Егеубая налогом в 80 рублей и отбирают  у него единственную лошадь. И это суровая правда жизни  двадцатых годов.
         В рассказе «Айранбай» -  мы узнаем о горестной судьбе бедняка – сапожника Айранбая, который всю жизнь работал на бая, своего дальнего родственника, но не смог заработать у него даже на сапоги.
         В двадцатых годах в казахском ауле происходит культурная революция. Открытие школ, привлечение молодых к учебе было большим событием в тогдашней общественной жизни. Беимбет Майлин сам довольно долго работавший учителем не проходит мимо школьных проблем. В его стихах, пьесах и рассказах образы учителей занимают значительное место. В эти годы им написаны рассказы «Один шаг», «Первый урок», «Школа Ленина», «Школа Бекбергена».
         Особенно значительна повесть «Рыжая полосатая шуба» (1928) –о конфискации скота и пастбищ у крупных баев. Здесь изображена картина  конфискации имущества у бая Сейпена, в одном из сундуков  обнаружили рыжую полосатую шубу, которую когда-то отец Сейпена, знаменитый бий Жантай получил в награду от самого батюшки царя. Аульчане слышали про эту шубу, но увидели впервые и даже один из бывших батраков  Туткыш одел её и прошелся по аулу.
         В 1929 году  выходит повесть  «Коммунистка Раушан». Главная героиня произведения молодая женщина Раушан, жена бедняка Бакена, живой энергичный и отзывчивый человек.
Равноправие, принесенное женщине Советской властью, дает Раушан возможность бывать на волостных, а затем и уездных женских собраниях, у неё на много открываются глаза. Пробуждению её самосознания, формированию взглядов и пониманию мира способствуют коммунисты Мария и Абиль.
Майлин  показал свою героиню растерянной в минуту душевной слабости, наивно доверчивой  при первом знакомстве с городом, немного смешной, когда она видит себя в зеркале, но постоянными остаются её правдивость, смелость, решительность, сознание своей правоты.
         «В 1920-годы Б.Майлин создаёт большое количество рассказов. Произведения новаторски показывают изменения в жизни, в душах простых людей. Эти перемены идут тяжело, веками угнетенная душа народа обидчива и недоверчива, а социальные изменения ему непонятны. На свой страх и риск пытается бедняк понять новое, и  если в рассказе «Неравенство бедняка» батрак Букабай в первом эпизоде склоняется перед баем, во втором – противоречит ему, а в третьем становится аулнаем, то есть ответственным не только за  себя, но за весь аул. Такие изменения не вдруг происходят, они ценны тем, что утверждают духовное богатство народа, его потенциальную возможность к развитию, пониманию прогресса.
В рассказе «Школа Бекбергена» дана картина жизни одного из многих учителей, партийных работников, ратовавших за лучшую жизнь. Вечным памятником им становится новая школа.
Неотступной темой творчества Б.Майлина является тема освобождения женщины, её осознание себя личностью, ее духовный подвиг – встать с веком наравне. Эти идеалы выражены в рассказах «Волостная Культай», «Председатель совета Камила» и «Коммунистка Раушан».
Целый ряд рассказов Б.Майлина отражают коллективизацию в ауле – «Дом красноармейца», «Начало раздора – корова Дайрабая», «Мукуш – сын Арыстанбая» и другие. Автор показывает таких как Мукуш – грубых, невежественных людей, которые портят дело, не  могут вести агитацию. В лице Мукуша Майлин представил малую толику тех бесправных действий, жестокости, ненависти, которые вершились на местах. Тема коллективизации и конфискации, оставшаяся незаживающей раной в памяти народа ещё ждет своего автора, Б.Майлин только приоткрыл завесу.
Во многих своих рассказах Б.Майлин отразил этапы борьбы национально-освободительного движения 1916 года. Рассказы создавались в 1920-е годы, когда писалась замечательная повесть М.Ауэзова «Лихая година», художественно отразившая тяготы и ужасы того времени.  Это событие не могло пройти мимо внимания писателей, оно было трагическим бунтом многострадального народа. Уже нет в казахах смирения перед баем, в рассказе «Кровавая  месть» восставшие убивают волостного Ыбраша, виновного во  многих грехах. месть клокочет в сердце бедняка Кайракбая, мать которого была продана волостным замуж, а мальчик навсегда остался у него бесплатным работником. Вековая обида обернулась кровавой местью, автор сочувствует своим несчастным героям.
Малая проза Б.Майлина выявила новые темы казахской литературы, живописала трагические конфликты – как социальные, так и психологические, проявилась в новых стилевых явлениях – соединении юмористического, сатирического пафоса с драматическими, а иногда и трагическим».
Как учитель и писатель Майлин хорошо знал людей, жизнь и быт аула. Когда кто-то упрекнул его в том, что он пишет только об ауле, Майлин ответил: «Я не умею писать о том, чего хорошо не знаю». И в самом деле, в  основу многих его произведений  положены факты, действительно  имеющие место в жизни.
Один из таких жизненных фактов лег и в основу повести «В когтях у смерти».
Проза Майлина – это золотая страница  казахской литературы. Мухтар Ауэзов назвал рассказы Майлина правдивой летописью жизни казахского аула  в советскую эпоху. Читатели знают Майлина как поэта, писателя, драматурга, публициста.

(Представить сборник Б. Майлина  «Рыжая полосатая шуба», познакомить с содержанием, показать и другие книги на казахском языке имеющиеся в библиотеке), а закончить стихотворением Л. Сичко «И каждый образ чуточку ты сам».

И каждый образ – чуточку ты сам.

Воспел ты быт любимого народа,
Донес до нас всю правду наголо,
Как от зари до самого захода
Не подымалось бедное чело.
Как измывались байские подонки
Над семилетним гордым  пастушком,
Как пусто было у тебя в котомке,
Как грезил в детстве байским пирожком.
Но не сломили беды Мыркымбая.
Заре навстречу вышла Раушан,
Жена Бекена, женщина простая,
Устои  предков смело разрушая.
Твои рассказы – вызов и надежда,
Твою Кульжан без слез нельзя читать.
Как из-за хлеба и простой одежды
Пришлось ей  к баю от семьи бежать.
Как день за днем по крошке собирала,
И вот заветный этот час настал.
А смерть давно к себе родных забрала,
На этот раз ее никто не ждал.
Ты испытал и радость, и смятенье
Как твой Жалбыр, Ефим, батрак Досан.
Твоя судьба и их – одно сплетенье
И каждый образ – чуточку ты сам.
Ты – летопись колхозного аула
С моралью новой воспевал прогресс.
Тебя пугали круглым оком дула,
Но ты не струсил, напролом полез!
Воспел ты быт любимого народа
Донес до нас всю правду наголо.
Уж сколько лет царит у нас свобода,
И краше стала Родина – село.
У берегов реки твоей, Аята
Родная степь, любимая до слез.
Здесь в каждом доме чтут и помнят свято,
Кто славу краю этому принес.
                                                                                                          (Составитель
  ст.методист Гренц Н.В.)









Примерный план литературной гостиной
«Человек большого сердца» по повести Б.Майлина
 «Памятник Шуги» для учащихся 8-9 классов.

К мероприятию оформляется выставка книг о жизни и деятельности Беимбета Майлина, рисунки учеников к произведениям поэта, реквизит к инсценировке повести, газеты, посвященные произведению поэта, фонограммы, музыкальные произведения.
Цель литературной гостиной в том и состоит, чтобы у учеников появился интерес к поэзии Б.Майлина, дать им как можно более полное представление о жизни и творчестве поэта.

Ведущий (библиотекарь): Мы рады вас приветствовать на нашем литературном вечере. Литературная гостиная посвящена писателю, поэту, который принес славу своему народу. Это один из основоположников казахской литературы Беимбет Майлин.
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил бы замечательные произведения этого писателя.
Идут года, а имя его бессмертно и широко известно.
Ребята, сегодня мы собрались, чтобы окунуться в мир жизни и творчества Б. Майлина, познакомиться с повестью «Памятник Шуги».
Майлин Беимбет Жармагамбетулы родился 15 ноября 1894 году в селе Актюбе ,ныне им. Б.Майлина Таранского района, Костанайской области. В 1911-12 годах писатель учился у аульного муллы в медресе, в русско-казахской школе Костаная и в 1914-15гг. в медресе Галия в Уфе, в школе «Уазифе» в г.Троицк. Первые стихи и рассказы под названием «Ретивые мусульмане» появились именно в эти годы в рукописном журнале «Садак» («Лук»), издаваемом студентами медресе. Тогда же он посылает свои произведения в демократический журнал «Айкап» и в газеты, издаваемые в Казани, Ташкенте, Оренбурге.
В 1923-25гг. сотрудник, редактор Костанайской газеты «Ауыл», в 1925- 28гг. редактор газеты «Ецбекий казак», в 1928-32гг. редактор газеты «Ана тип», в 1932-37гг. заведующий отделом, заместитель редактора газеты «Социалист Казахстан», главный редактор газеты «Казак эдебиетЬ). Автор многих стихов, поэм, рассказов. Он автор более 10-ти поэм. В поэмах «Байская дочь» (1917), «Девушка Разия» (1919), «Беглянка» (1921), «Зайкуль» (1921), «Маржан» (1923) рассказал о женщинах-казашках, об их борьбе с неравноправием. Весомый вклад внес в развитие прозы, в особенности рассказа. Б.Майлину принадлежат более 15 повестей. В романах показаны важные исторические события, происходящих в казахских аулах. Он создал галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу простых людей своего поколения. Среди его поэтических героев наиболее известен Мыркымбай, имя которого стало популярным в народе. Мыркымбай - бедняк, долгие годы работавший на бая, а при Советской власти хозяин своей судьбы, строитель новой жизни. Б.Майлин в течении доброго десятилетия как бы следил за жизнью своего героя, посвящая ему злободневные стихи, показывая перемены, совершающиеся в ауле, через жизнь Мыркымбая. Так постепенно складывался (1922-1934) цикл, состоящий из 25-ти стихотворений и двух поэм. Они стали популярными в народе, так как в них правдиво показана жизнь бедняка. В стихотворениях «Мыркымбай» (1922), «В пост», «Дай руку, Мыркымбай», «Но, мой пегий конек!» поэт рассказывает о том, как Мыркымбай выступил против несправедливого решения, высмеивает муллу, выступает против религиозного праздника. В поэмах «Раздел», «Мыркымбай» бедняки, подобно Мыркымбаю, включаются в коллективный труд, при распределении земли они получают лучшие луга и пастбища и описывается радостный труд бедняков, получивших землю.
Б.Майлин внес значительный вклад в разработку и развитие различных жанров драматургии (около 25 пьес, либретто, сценариев). Талант художника, глубокое знание истории, поэзии и языка казахского народа, богатый жизненный опыт определили достойное место Б.Майлина в казахской литературе.
Ведущий (библиотекарь): Итак, ребята, для того, чтобы ясны стали особенности творчества Б.Майлина, следует обратить внимание к повести «Памятник Шуги».
Первым прозаическим произведением Б.Майлина является повесть «Памятник Шуги» написанная в 1915 г. за два года до революции и вышедшая отдельной книгой лишь в 1926 году. Повесть, написанная совсем молодым автором, явилась этапным произведением в истории казахской литературы. Героиня повести- девушка Шуга- не может преодолеть барьеров старых обычаев и предрассудков, вставших на ее пути к юноше Абдрахману, и гибнет в тоске по любимому. Эта повесть о свободе любви, о свободе выбора молодежью своих дорог в жизни.
Абдрахман и дочь бая Есимбека Шуга любят друг друга. Но бай против этого союза. Удрученная девушка заболевает. С каждым днем состояние ее ухудшается. Из боязни потерять дочь бай Есимбек дает согласие на брак и посылает за Абдрахманом. Решение принято слишком поздно. Девушка умирает до прихода любимого.
Предлагаются вниманию учеников отрывки из повести, они могут быть инс це нированы.
...Был у родителей Шуги один козырь. Нынешние баи, едва родится дочь, уже заранее берут за нее калым..., а Шуга ходила не просватанной. Многие байские сынки сватались к ней, но все получали отказ. Позже мы узнали, почему Есимбек отказывал всем сватам. Оказалось, в молодости он и его друг Кали дали такой обет, что если у одного будет дочь, а другого сын, то они породнятся. Так и вышло. Вот для кого берег свою дочь Шугу Есимбек! И он ждал когда подрастет сын Калия.
...Только стегнули лошадей, как показались две женщины. Они несли воду щ кудука. Это были Зейкуль, жена Ибрая - сына Есимбека, и Шуга. Женщины сразу узнали нас и замерли на месте, удивленные. Абдрахман мигом спрыгнул с тележки и подбежал к ним. Я ждал, что он обнимет и поцелует Шугу. Но он постеснялся людей, стоявших у юрты Есимбека. И зря, лучше бы он обнял ее на прощанье.
1.(Действующие лица: Абдрахман, Шуга)
Шуга: - Апырмай, куда же вы едете?
Абдрахман: - Меня везут в волость...
У Шуги блеснули слезы. Абдрахман и Шуга стояли, не отрывая глаз друг от друга. На дороге послышались крики, шум, ругань, люди бежали к нам.
Абдрахман: - Хош. Шатаясь, он подошел к тележке. Крупные слезы текли по щекам.
Шуга: - Хош! Орел, ненаглядный мой! - крикнула и рыдая, упала на землю.
2. (Действующие лица: Байбише Есимбека, Шуга, друг Абдрахмана)
Байбише: - Успокойся, дитя мое. Мало ли я выслушала бранных слов
от отца из-за тебя. Если бы зависило от меня, разве я довела бы тебя до такой тяжкой болезни.
Шуга: - Аже, оставь меня наедине с ним. (Указывая на друга Абдрахмана)
Байбише - Хорошо, голубка, поговори с ним.
Друг Абдрахмана приблизился и спросил, лучше ли ей?
Шуга: - Нет, друг мой. Я и не хочу, чтобы мне стало лучше. Передай ему привет...- из глаз ее пролились слезы.- Если он будет жив, если вернется, ты увидешь его, а я ...
Друг Абдрахмана: - Да что ты выдумываешь? Ты не похожа на больную. День-два и поправишься.
Шуга: - Нет. Да и к чему? Все равно счастливой мне не быть. Отец меня пожалел потому лишь, что я умираю. Если выздоровею, он все равно нас разлучит. Смерти я не боюсь и жалею лишь об одном- уезжая, Абдрахман не сказал мне на прощанье, что любит меня. Ах, если бы увидеть его перед смертью! Если бы он оказался здесь, если бы поцеловал меня, говоря «Шуга моя»! Но этому не бывать...Она тяжело вздохнуло.
3.     Скоро вернулся Абдрахман в свой аул и тотчас же поскакал к Шуге.
Он не знал о тяжелой болезни Шуги, ехал радостный,.что скоро увидит свою любимую, и пел песню:
                                      Ласка в глазах у Шуги моей,
                        Каждое слово песни звучней.
Меня провожая, не обняла,
Только слезы лились все сильней.
Но Абдрахман опоздал, Шуга скончалась перед его приездом. Ему передали последнее письмо любимой. Только читая письмо, Абдрахман зарыдал, роняя на бумагу слезы. Вот что писала Шуга перед смертью:
На беду мне была красота дана,
Принесла только горе тебе она!
Но о нашем счастье мечтала я,
Твердо верила: наша судьба она,
Я хотела, чтоб мною владел лишь ты.
О жестокий мир! Он разбил мечты.
Я из жизни земной ухожу одна,
Не увидев лица родного черты.
Пусть хоть последнее это письмо
Напомнить тебе о бедной Шуге.
Ведущий (библиотекарь):     В       этой повести автор выступает как истинный демократ, любящий народ и презирающий тупых и всесильных хозяев степи. Шуга говорит очень мало, еще меньше действует, она пала жертвой бездушных людей. Абдрахман не продает себя за богатство, а вопреки всему отстаивает свою любовь и сохраняет человеческое достоинство. Представителей трудового народа Б.Майлин наделяет добротой, верностью в дружбе, отзывчивостью и способностью к самопожертвованию. Бедный жигиг, от имени которого ведется рассказ, вопреки своим личным интересам, рвет отношения с баем Есимбеком, во имя дружбы помогает бедному учителю, морально поддерживает страдающую Шугу, бескорыстно служит связным между несчастными влюбленными, не боясь мести могущественного бая и его сыновей.
Б.Майлин - психолог и певец родной земли. Его произведения отличаются народностью, образностью и простотой языка. Эти качества сделали их любимыми в народе. Он всегда был полон замыслов и никогда не умел уставать. Четверть века честно и щедро служил Б.Майлин народу, воспевая его борьбу и подвиг в революции и в годы мирного созидательного труда. Все творчество его - грандиозное по масштабности полотно, в котором важно каждое слово. Это цельная, неразрывная историческая книга, навсегда оставшаяся в сердце народном, потому что жизнь человека - главное произведение его духа.
Такова жизнь писателя Б.Майлина. А сейчас ребята, мы проверим, как вы запомнили полученные знания. (Ответы даны в скобках курсивом).
- Какое образование получил Б.Майлин?
(2    года в аульном медресе, в медресе «Галия» в Уфе)
- В каких поэмах рассказывается об образах женщин-казашек, об их борьбе с неравноправием?
(«Байская дочь», «Девушка Разия», «Беглянка», «Зайкуль»,
«Маржан»)
- Когда был написан первый сборник произведений Б.Майлина, как он назывался, где был шдан?
(1910 «Ретивые мусульмане», в журнале «Садак»)
- В каких годах вышел 6-ти томник собраний сочинений?
(1960-1964 гг.)
- В чем смысл всех произведений поэта?
(Создал галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу простых людей своего поколения: «Мыркымбай» (1922), «В пост», «Дай руку, Мыркымбай», «Но, мой пегий конек!», «Раздел», «Мыркымбай»)
- Повесть Майлина о трагической судьбе двух влюбленных?
(повесть «Памятник Шуги»)
- Самые плодотворные труды писателя?
(роман «Азамат Азаматович», «Коммунистка Раушан»)
Надеемся, что вы, ребята, полюбите книги этого писателя-поэта и прочитаете их.
                                                        (Из  методико-библиографического
 пособия «Три жизни – одна судьба»…)
                           



«Воспел он быт любимого народа»
(Литературная визитка и викторина для учащихся 5-6 классов)
     
  Оформление: портрет  Б. Майлина, книжная выставка «Наш Би ага»
         Ведущий: Ребята! Наше мероприятие посвящено выдающемуся казахскому писателю, поэту, педагогу, просветителю Беимбету Майлину. Беимбет Майлин родился в Тарановском районе. Об этом великом нашем земляке мы сегодня будем с вами говорить.
         Детство будущего писателя было тяжелым. Отец Беимбета умер, когда мальчику не было и года. Воспитанием его занимались мать и бабушка. С детских лет он познал нужду и тяжелый труд: ему приходилось пасти скот бая.
        Июнь манил скотоводов на летние выпаса. Аул бая Мухамжары, зимовавший в Актобе, собрался откочевать на свои джайляу и походил в этот день 1901 года на растревоженный муравейник:  люди суетились у своих землянок, навьючивали свои разборные юрты и немудрящий домашний скарб кто на верблюдов, кто на лошадей и волов, а кто даже на коров. В такой момент к дому бая и подошла вдова недавно умершего жатака Жармагамбета Майлина со своим шестилетним сыном Беимбетом. Мухамжарыбай заметил ее, подозвал и спросил недовольно:
        Мухамжарыбай: Зачем пришла в столь занятый час?
        Мать: Вот сына привела к вашей милости, - ответила вдова, - уже подрос, ему работать надо, мне помочь хочет. Аллахом прошу вас, возьмите на место покойного отца его – Жармагамбета. Он у вас пастухом работал, простудился, потому так рано умер.
        Ведущий: Поднятой рукой бай остановил ее просьбу, обхватил ладонью седую бородку и добрым словом отозвался об отце Беимбета, а на самого мальчика посмотрел покровительственно и сказал:
       Мухамжарыбай: На место отца ему надо подрасти. А вот подпаском – это ему под силу будет. Пошлем его к хорошему пастуху русскому парню Ваське Решетнику. Он книжки читает по-русски, песни поет украинские. Хорошему научит Беимбета…
        Ведущий: Василию Решетнику – восемнадцатилетнему парубку, проработавшему три года подпаском, в это лето доверили стать пастухом.
        Беимбета к нему привела мать, и как водится у матерей, стала просить его «получше присматривать за мальчиком».
        Василий: А як же! – доброжелательно отозвался Василий, - Та ж я вашего Беимбета знаю, жаксы бала. Так шо будем дружно процювата. И ви, титочка, не беспокойтесь, все буде добре.
         Ведущий: От Василия Беимбет узнал, что Россия, как степь, обширная страна, только в миллион раз обширней, что есть еще далекая страна Украина. Поделился Василий и своей заветной мечтой – стать учителем.
         Василий: Знаешь, Беимбет, у вас, в Актюбе, за учителя идет мулла, а у нас, в Асенкритовке, - церковный батюшка. Это, как я думаю, не настоящие учителя; они учат больше богу да аллаху молиться. А настоящие – только в школах работают. Да вот у меня в сумке, - Решетняк показал книжку под названием «Кобзарь» и тут же прочувствованно произнес по памяти, - «Думы, мои думы, горе мени з вами…», - вот, читаю, учусь. На следующий год батько обещал дать гроши – и я поеду в Кустанай в учительскую школу.
         Беимбет: А туда всех принимают? И казахов? – вырвалось у Беимбета.
          Василий: Кажуть всих. Только у нас с тобой есть одно общее неудобство: ты будешь учиться у муллы по-киргизски, а я вот знаю по-украински. А в учительской школе учат на русском языке. Я слышал, в Домбаровку, в нашу волость, лет шесть тому назад приезжал учитель Ибрай Алтынсарин. Он инспектором был, и, говорят, предлагал здесь русско-киргизскую школу построить… Вот бы нам с тобой в такую попасть…
         Ведущий: Так за два года совместной работы пастух Василий Решетняк и подпасок Беимбет Майлин подружились как братья. Беимбет, с интересом, рассматривал книжные и газетные страницы, пытался прочесть их, и с горечью сознавал, что не зная русской азбуки, никогда не научится читать по-русски. Главное – в нем развился вкус к чтению и он читал все, что попадало ему под руку на родном, татарском и русском языках.
        -Я тоже буду мугалимом, - сказал взволнованный Беимбет. – Я тоже поеду учиться на учителя.
        Так и получилось. Как говорил герой его рассказа: «Учитель должен быть началом всех добрых начинаний в аулах». Таким был Беимбет Жармагамбетович сам, такими стремился сделать всех аульных учителей. Зная хорошо местные возможности, он добивался открытия во всех аулах самостоятельных от мулл школ для детей, своеобразных ликбезов для взрослых, побуждает учителей организовать выступления самодеятельных акынов, учительских чтений книг и газет вслух для тянущихся к знаниям аульчан. Учить детей было в то время долгом и делом чести для молодой казахской интеллигенции. И вернувшись в родной аул, Беимбет Майлин стал учителем, осуществив давнишнюю мечту юноши – батрака. Все свое свободное время Беимбет отдавал творчеству.
         Всего за свою жизнь Майлин написал около 370 произведений. В них Беимбет всесторонне обрисовывает жизнь казахского аула, труд и быт народа, дружбу и борьбу за любовь.
         Чтец:
«Ты бродишь без дела, проказником стал,
Штаны изорвал, безобразником стал,
Теперь уже драться с дружком Барамбаем
Не только что в будни – по праздникам стал!
Все бабки да мячик – учиться-то лень…
А наши телята сбежали куда-то, -
Открыли ворота, и нет их весь день.
А неслухом будешь – затрещины жди.
Не смейся – награды обещанной жди:
Смотри – отлуплю тебя щедрой рукою,
А что ж остается мне, сам посуди!»
                                                                            («Проказник»)
         Ведущий: Поэзия Б. Майлина правдиво отражает жизнь и труд простого казахского народа. В 1922 году выходит первая книга Б. Майлина. А в творчестве его впервые появляется образ всенародного любимца Мыркымбая, имя которого становится нарицательным. Отныне Мыркымбай главный герой целого поэтического цикла.
         А вы, ребята, какие читали произведения нашего великого земляка?
         Ответы детей.
         Чтецы читают стихотворения Б. Майлина «Дай руку, Мыркымбай» и сказку «Премия за вранье».
         Ведущий: А сейчас, ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины по прочитанному стихотворению и сказке.
       Вопросы к викторине по произведениям Б. Майлина стихотворению «Дай руку, Мыркымбай» и сказке «Премия за вранье»:
1.     Какие черты характера Мыркымбая вас к нему привлекают?
2.     Как живется Мыркымбаю?
3.     Почему Мыркымбай не просил помощи у бая?
4.     Какое событие изменило жизнь Мыркымбая?
5.     Как Мыркымбай стал жить после революции?
«Премия за вранье»:
6.     Почему хан был уверен, что никто не получит премию кувшин золота?
7.     Почему мальчику удалось перехитрить хана?
8.     Вспомните сказки других народов, которые похожи на эту сказку.

(Составитель Александрова И.А.
библиотекарь Тобольской детской библиотеки)























Список литературы

Беимбет Майлин.- В кн.: История казахской литературы. В 3-х т./ Отв.ред. М.Каратаев.- Алма-Ата: Наука, 1971.-С.379-412.
Беимбет Майлин,- В кн.: Очерки истории казахской советской литературы,-Москва: Академии наук СССР, 1960.-С.112-135.
Восхищаясь полётом орла // А. Шаяхмет  Пирамида. -  Костанай каласы, 1997. –С.195 -199
Дьячков, И. Славные патриоты  моей Родины / И. Дьячков. – Костанай: Костанайский печатный  двор, 2009. – 296с.
Зыбалева, А. А. Сердцу милый край / А. А. Зыбалева. – Костанай, 2008 – 459 с.
Тарановские зори. Сборник стихотворений. – Костанай: ТОО « Костанайский печатный двор» , 2012. – 844 с.
Казахстан. Национальная энциклопедия т.3 / Гл.ред. Б. Аяган,- Алматы: Главная редакция «Казакэнцнклопедиясы», 2006.-С.497.
Майлин, Б. Рыжая  полосатая шуба [Текст]  /Б. Майлин : Повести и рассказы. Пер. с каз. Г. Бельгера и Ю. Домбровского. -  Астана: Аударма, 2009. – 472 с.
Майлин, Б. (1894 - 1938) [Текст] //Ш. К. Сатпаев, Х. А. Адибаев. Казахская литература. – Алма-Ата, 1979. – С.177.
Страницы трагических судеб: Сб. воспоминаний жертв политических репрессий в СССР в 1920-1950-е гг. // Сост. Е.М. Грибанова, А.С. Зулкашева, А.Н. Ипмагамбетова  и др. – Алматы: Жеті жарғы, 2002. - 448 с.

          «Ол халықтың тілімен сөйледі». «Он говорил языком народа» [Текст]: [Әдіс-библиографиялық мәліметтерінің. Методико-библиографическое пособие]. – Костанай. - Ы. Алтынсарин атындағы облыстық балалар мен жасөспірімдер кітапханасы. Областная библиотека для детей и юношества им. И. Алтынсарина. – 2004. – 16 с. – (Серия «Қазақстан жазушылармен таныс болайық». Серия «Знакомимся с казахстанскими писателями»).
Три жизни – одна судьба: Методико – библиографическое пособие для библиотекарей средних и профессионально – технических школ, лицеев, колледжей, посвящённое 115 – летию со дня рождения жертв политических репрессий С, Сейфуллина, Б. Майлина, И. Жансугурова. – Алматы, 2008.- 68 с.

Бельгер, Г. О жизни и деяниях Би-Ага [Текст]  / Г. Бельгер // Простор. – 2004. -№11.-С. 185.
Жетписбаева, А.  Главное его произведение [Текст]  / А.Жетписбаева  // Ленинский путь. - 1989. - 29 августа. - (Штрихи к портрету Беимбета Майлина)
Смаилова, Ш., Знаменитые имена «Алжира» [Текст] / Ш. Смаилова // Мысль. - 2014. - № 1.- С. 85-92








Содержание
«Летописец великих перемен» (материал к  вечеру – портрету) ……………………...3

«И каждый образ - чуточку ты сам» (обзор литературы)……………………………….8

Примерный план литературной гостиной «Человек большого сердца» по повести Б.Майлина  «Памятник Шуги» для учащихся 8-9 классов……………………………  12


«Воспел он быт любимого народа» (Литературная визитка и викторина для учащихся
 5-6 классов)………………………………………………………………………………  16

Список литературы………………………………………………………………………  18











                                                                                           











         Составитель:                     Гренц Н.В.
                                                                                            Редактор:                          Асанова Г.Ж.

                                                                                            Компьютерный набор:    Ищенко Н.Н.





"Б. Майлин атындағы Таран тарихи-өлкетану мұражайы" ММ

ГУ "Тарановский историко-краеведческий музей
им. Б. Майлина"















Тематический вечер
К 120-годовщие со дня рождения  писателя,  драматурга,  поэта,  публициста  Беймбета   Майлина.






















с. Тарановское
2014 г.
(Звучит домбровая  музыка, на фоне музыки читается стихотворение «Наш  Би-ага»)
                           
                               Как и тогда Тобол течёт сквозь лето,
                            И солнце обнимает Беймбета.
                            Носил он гордо жизненную ношу,
                            Достойную великого поэта.
                            Его припомнив, тополь серебристый
                            Дыханьем ветерка качает листья.
                            Как будто бы вчера, сам Би-ага
                            Здесь отдыхал под кроною тенистой.
                            Я тоже рос в груди степи  широкой
                            И с детства познавал её уроки,
                            Не знал бы я величия степи,
                            Когда  твои бы не читал я строки.
                            С твоим, ага, героем Мыркымбаем
                            В одном строю уверенно шагаем
                            Потомки Раушан, Шуги, Жалбыра,      
                            О светлой жизни мы стихи слагаем.
                            Ты ввысь взлетел – рукою не достать.
                            Такой полёт лишь соколу подстать.
                            И словно Сокол, ты в гнездо родное
                            К нам возвратился, Би-ага, опять.

Вед.       Добрый вечер, уважаемые гости!  Сегодня мы собрались на тематическое мероприятие, посвящённое 120-годовщине со дня рождения нашего земляка, писателя, поэта, драматурга Беймбета  Жармагамбетовича  Майлина; так как  этот замечательный талантливый человек родился и вырос на благодатной тарановской земле. В родном ауле Актюбе Беймбт  Жармагамбетович прожил 28 лет. Если взглянуть визуально, то эти годы чётко делятся на три характерных периода. Первые годы – это годы детства и отрочества. Они отмечены недолгим младенчеством на руках матери и отца, за которым последовало горькое сиротство и ранний, с  семи лет батрацкий труд с матерью на бая.
         Потом учёба у местного муллы и в аульной школе, явились своего рода
 первой копилкой, из которой он вскоре, а затем всю недолгую жизнь черпал темы, сюжеты, мысли, идеи и образы для своих разножанровых  и  ярких художественных произведений.
         Второе десятилетие его жизни в родном ауле несёт на себе печать не только заинтересованной школьной учёбы, но и стремление к самообразованию через книги, газеты, журналы. В 1913 году Майлин выезжает в Уфу и поступает в медресе «Галия», считавшееся высшим учебным заведением для служителей ислама.  Обучаясь на муллу, он живёт мечтой об учительской  и литературной работе. Усиленно читает русскую классику. Знакомится в подлиннике  с произведениями Крылова, Толстого, Короленко. Но особенно сильное впечатление произвели на него рассказы Чехова, его умение кратко и ёмко сказать о многом в небольшом рассказе. Уже тогда Майлин начинает учиться писательскому мастерству.
         Из-за пошатнувшегося здоровья  и нехватки средств на продолжение учёбы Беймбет, оставив медресе, уехал лечиться в Троицк. В Троицке судьба сводит его с редактором журнала «Айкап» и поэтом Рыскулом  Торайгыровым. Встреча с профессиональными литераторами ещё больше усилила тяготение Беймбета к литературе. Вернувшись в родное село, Майлин начинает учительствовать. Сбылась его мечта - учить казахских детей он считал своим священным долгом. Но одно лишь учительство его не удовлетворяло. И всё свободное время он отдаёт творчеству
                                               Думы мои! Нет границ вашей власти…
                                      Вы, моя скорбь, непокой и злосчастье. 
                                      И наяву и во сне вы когтями
                                      Рвёте неробкое сердце на части!
                                      Разве отринул я у воли стремление?
                                      Разве не проклял я долготерпенье?
                                      Разве я трус, пустозвон, лежебока?
                                        Мне ни чинов, ни почётов не надо
                                      Счастлив я тем, что аул просвещаю.
                                      Что пожелать мне бездольному люду?
                                      Жил бы без гнёта и тяжбы он всюду:
                                      Болен народ слепотою столетий –
                                      Я, словно фельдшер, лечить его буду.

         Вед. Жизнь нашего земляка протекала в очень непростых условиях, хотя сам он был простым человеком. Он много и плодотворно работал, и не думал, наверное, что создаёт в это время новую казахскую литературу. По  совету старших товарищей, Беймбет отдаёт в редакцию журнала «Айкап»  свои первые стихи, рассказы, заметки.  И в 1913 году печатаются его первые произведения «Домбарская волость Кустанайского уезда» и рассказ «В Айыртауской волости».
Вед. Беймбет Майлин создал  галерею ярких художественных образов, отражающих судьбу целого поколения. Среди его поэтических героев наиболее известен Мыркымбай,  имя, которого стало популярным     в народе.  
                                    
                                       

 Встретил я Мыркымбая:
                                      -Как земляк, поживаешь?
                                      Как жена? Как ребята?
                                      И цела ль твоя хата?
                                      Он ответил мне чинно:
                                         -Похвалиться брат, нечем,
                                      Вся надежда на сына…
                                      Подрастёт, будет легче.
                                      А пока, слава богу,
                                      Бай пришёл на подмогу:
                                      Дал бычка мне без платы
                                      Дочку замуж засватал.
                                      В долг корову дал, лошадь
                                       Человек он хороший.
                                      Правда, лето проходит –
                                      Я ж на байских угодьях       
                                      Весь, скажу, измотался,
                                      Сам без сена остался…

           
         Вед. Многогранный мастер художественного слова, искусный стилист. В искусстве слова журналистика является самой боевой её частью. Характерно то, что в творчестве Б.Майлина  два направления  художественная проза и журналистика не слились в одно целое, а наоборот эти два направления развивались самостоятельно, дополняя друг  друга. Первое его прозаическое произведение, написанное в период учёбы в Уфе,   повесть «Памятник Шуги», вышло отдельной книгой в 1926 году.
         Вед. Самые лучшие образы казахского рассказа сосредоточены в литературном наследии нашего земляка. В рассказах Б. Майлина всегда присутствует глубокая правда. Образы людей, герои и их взаимоотношения всегда передаются читателям с достоверностью. В рассказах, которые  являются художественной летописью жизни казахского аула, мы видим жизнь и быт старого предреволюционного аула, и стремление к новым преобразованиям.
           Вед. За четверть века нашим земляком создано сотни поэтических произведений.  Так, в первой половине девятисотых годов на нашей территории развивается устное народное творчество (фольклор) и письменная литература. Свидетельством тому служат образцы обрядовых песен, пословиц, поговорок, различные легенды, предания,   приведенные в исследованиях востоковедов и напечатанных в литературном журнале «Айкап» и газетах того времени. Оживлению литературной жизни в наших краях способствовало несколько факторов.  Это формирование литературного казахского языка,  его становление, утверждение и дальнейшее распространение  в Кустанайском уезде. Литературные произведения  И. Алтынсарина,  Б Майлина,  Мухамеджана Сералина печатались в Оренбурге, Казани, Троицке.  Вся печатная продукция из  типографии этих городов распространялась в первую очередь в наших сёлах.  Другой фактор, это то,  что в 1911 году широкое распространение получает литературный журнал  «Айкап», где печаталась литература, начиная с Абая до местных авторов. Так было положено начало литературной жизни нашего края.
         Вед. Да, каждый писатель приходит в литературу, имея большой багаж познавательных, нравственных знаний, а так же талант писателя,  который позволит ему красноречиво и в тоже время в доступной форме обо всём рассказать и передать читателям что у него есть в душе. Именно таким и был Беймбет Майлин.
         Особое место писатель уделяет и сцене. В то время не было больших театров, не было профессиональных артистов. Писатель задумывается   над тем, что нужно показать, какие пьесы нужны народу.  Учитывая всё это, Б. Майлин пишет маленькие пьесы. В 1920 году Майлин пишет для маленькой сцены такие комедии как «Каламкас», »Алданган», и пьесы-водевили из жизни аула «Обманутые», «Шаншар молда», «Ауыл мектеби» и многие другие.  Майлин в своих комедиях и пьесах высмеивал отрицательные черты характера в поведении человека, пережитки прошлого в сознании людей. В то время такие комедии были очень нужны и уместны. В 20-30 годы в искусстве Казахстана были сделаны первые шаги по усвоению профессионального мастерства. А наравне с большим искусством развивалась и малая сцена. Примером этому  - постановки в 1922 году в городе Оренбурге, в которых играли любители малой сцены.  К этому времени ещё не был полностью образован и казахский национальный театр. Потому как Правительство Республики даёт специальное задание Комиссариату Просвещения вплотную заняться этим вопросом,  организовать и открыть Казахский театр. Так, с 1925 года начинается активный поиск  одарённых людей с артистическими данными.
         Вед  Говоря о Б Майлине, который занимает почётное место в казахской литературе, нельзя не сказать о том, что наш земляк внёс особый вклад в постановку первого казахского фильма. Фильм «Амангельды»  был поставлен по пьесе, написанной Б.Майлиным и Габитом  Мусреповым. Сделать художественный фильм было нелегко, так как было очень мало специалистов в области кинематографии. Написание первого  казахского фильма было поручено Б.Майлину и Г. Мусрепову, незадолго до этого была создана пьеса о жизни народного героя Амангельды, которая и послужила сценарием. Фильм должен был выйти на двух языках, к писателям присоединился Всеволод Иванов. Студия Ленфильм взялась снимать этот фильм. Весной 1937 года группа специалистов приехала в Алматы и приступила к работе. Главную роль в фильме сыграл опять таки наш земляк Елубай Умурзаков.
         Но увидеть фильм Б. Майлину не удалось. В октябре 1937 года он был арестован и в феврале 1938 года расстрелян.
        
                   Итог. Сегодня мы выразили свои искренние слова благодарности и безграничного уважения  к памяти великого мастера казахской литературы.


                               Как и тогда Тобол течёт сквозь лето,
                            И солнце обнимает Беймбета.
                            Носил он гордо жизненную ношу,
                            Достойную великого поэта.
                            Его припомнив, тополь серебристый
                            Дыханьем ветерка качает листья.
                            Как будто бы вчера, сам Би-ага
                            Здесь отдыхал под кроною тенистой.
                            Я тоже рос в груди степи  широкой
                            И с детства познавал её уроки,
                            Не знал бы я величия степи,
                            Когда  твои бы не читал я строки.
                            С твоим, ага, героем Мыркымбаем
                            В одном строю уверенно шагаем
                            Потомки Раушан, Шуги, Жалбыра,      
                            О светлой жизни мы стихи слагаем.
                            Ты ввысь взлетел – рукою не достать.
                            Такой полёт лишь соколу подстать.
                            И словно Сокол, ты в гнездо родное
                            К нам возвратился, Би-ага,

                                         Думы мои! Нет границ вашей власти…
                                      Вы, моя скорбь, непокой и злосчастье. 
                                      И наяву и во сне вы когтями
                                      Рвёте неробкое сердце на части!
                                      Разве отринул я у воли стремление?
                                      Разве не проклял я долготерпенье?
                                      Разве я трус, пустозвон, лежебока?
                                        Думы, вы гордость моя и мученье
                                      Спорю я с вами, с меня не взыщите.
                                      Совесть будите, но не клевещите…
                                      Зла моя кровь и душа не ленива
                                      Битва займётся – меня там ищите,
                                      Людям простым я служу, а не баям
                                      И пастухам свои строки читаю.
                                      Мне ни чинов, ни почётов не надо
                                      Счастлив я тем, что аул просвещаю.
                                      Что пожелать мне бездольному люду?
                                      Жил бы без гнёта и тяжбы он
                                         Болен народ слепотою столетий –
                                      Я, словно фельдшер, лечить его буду.

                                          Милое детство моё
                                          Серебряный звонкий ковыль
                                      Уйти бы с тобою вдвоём
                                      От всех кровожадных людей.
                                      Но будет мулла наставлять,
                                      А бай будет косо смотреть,
                                      На бедную, бедную кисть,
                                      И бабушку будут корить.
                                        С тобой бы вдвоём постоять,
                                      В прохладной тиши камышей,
                                      Чтоб смыл всю усталость Аят,
                                      Но вон, сколько глаз из Жалшей.
                                      А вечером (так каждый раз)
                                      В плену фантастических  бурь
                                      Поёт свои сказки Байдас
                                      О честных Нуркур и Манкур,
                                      Что ангелы строго грядут
                                      За каждым: и добрым и злым.
                                      И баям за всё воздадут,
                                      Обидчикам клятым твоим.
                                      А, бабушка, вот мне скажи,
                                      Край света наши Жалши?
                                      - Жигитик ты мой, Беймбет,
                                      Отдам я в ученье тебя
                                      И пусть просветлеет твой путь


                                       Встретил я Мыркымбая:
                                      -Как земляк, поживаешь?
                                      Как жена? Как ребята?
                                      И цела ль твоя хата?
                                      Он ответил мне чинно:
                                     
                                      -Похвалиться брат, нечем,
                                      Вся надежда на сына…
                                      Подрастёт, будет легче.
                                      А пока, слава богу,
                                      Бай пришёл на подмогу:
                                      Дал бычка мне без платы
                                      Дочку замуж засватал.
                                      В долг корову дал, лошадь
                                       Человек он хороший.
                                      Правда, лето проходит –
                                      Я ж на байских угодьях
                                      Весь, скажу, измотался,
                                      Сам без сена остался…

                                      -Глуп, же ты, как я вижу:
                                      Бай всего тебя выжал,
                                      Ты ж души в нём не чаешь,
                                      Всё его защищаешь.
                                               Обливаешься потом…
                                      На себя б поработал!

                                      -Разве сам я не знаю,
                                      Что служу Орынбаю!
                                      Всех брани тогда вволю,
                                      Всех, кто с нищенской долей.
                                      В дружбе с баем… так что же?
                                      Он мне родственник всё же,
                                      Помогает, коль нужно…
                                      Надо жить мирно, дружно!

                                      … Время шло.
                                      Мыркымбаю не страшны стали баи.
                                      Он на каждом собранье
                                      Просит слова заранее:

                                     
                                       -Мы за баев стояли,
                                      Защищали их племя, потому что
                                      Не знали о свободе в то время.
                                      Хоть я родственник бая:
                                      Знают пусть Мыркымбая, - разве мы позабудем                     Каковы баи люди!      
                                      И налог предлагаю я тройной с Орынбая!
                                      Тот, кто трудится честно
                                      Тот найдёт в жизни место!
        
                                      -Наконец –то в ауле
                                      Мыркымбаи вздохнули,
                                      Весел труд их отныне.
                                      Верил я в Мыркымбая,
                                      Нынче сыт он, я знаю,
                                      И в глазах нет тревоги.
                                      Мыркымбай с младшим сыном
                                      Всё глядит на долину,
                                      На пшеницы разливы:

                                      - Ты, сынок мой, счастливый,
                                      Будь в работе примерным.
                                     
  
                                                           Вечер памяти,
                            посвящённый 115- годовщине Беймбета Жармагамбетовича    
                                  Майлина.

         (на фоне домбровой музыки звучит стихотворение Б. Майлина)
                                       Думы мои! Нет границ вашей власти…
                                      Вы, моя скорбь, непокой и злосчастье. 
                                      И наяву и во сне вы когтями
                                      Рвёте неробкое сердце на части!
                                      Разве отринул я у воли стремление?
                                      Разве не проклял я долготерпенье?
                                      Разве я трус, пустозвон, лежебока?
                                     
                                      Думы, вы гордость моя и мученье
                                      Спорю я с вами, с меня не взыщите.
                                      Совесть будите, но не клевещите…
                                      Зла моя кровь и душа не ленива
                                      Битва займётся – меня там ищите,
                                      Людям простым я служу, а не баям
                                      И пастухам свои строки читаю.
                                      Мне ни чинов, ни почётов не надо
                                      Счастлив я тем, что аул просвещаю.
                                      Что пожелать мне бездольному люду?
                                      Жил бы без гнёта и тяжбы он всюду:
                                      Болен народ слепотою столетий –
                                      Я, словно фельдшер, лечить его буду.
1-й вед. В кочевничьей юрте полумрак, огонь погас, угли давно покрылось пеплом, в кошмовые дыры вползает сырая стужа. Но утром в щели прорывается живой. Горячий, солнечный луч. Становится светлее и теплее, и забывается ночной мрак, холод и призывно ржёт жеребец, готовый умчать в подлинное раздолье степей. Живое, светоносное творчество Беймбета Майлина, которого не без основания называют казахским Чеховым, началось в пору, когда родной народ жил в сумерках феодализма и колониализма, почти сплошь неграмотный.
2-й вед.  Беймбет (сын Жармагамбета) родился в 1894 году. Отец его, бедняк, умер, когда мальчику не было двух лет. Место рождения его – кочевье Актюбе, расположенное в восьмом ауле Дамбарской волости Кустанайского уезда, теперь это Тарановский район Костанайской области.
         Мальчика воспитывала неграмотная мать. Она прислуживала по хозяйству баю и ухаживала за байским скотом. С семи лет Баймбет сам пас ягнят у бая.  Мальчик рос пытливым и любознательным. С ним рядом всегда была его бабушка Байдас.  Трудолюбивая, острая на язык женщина знала множество стихов,  сама их складывала и передала внуку свою любовь к поэзии. Позже Беймбет Майлин посвятил ей следующие строки:
                                     
         Милое детство моё
                                                    Серебряный звонкий ковыль
                                      Уйти бы с тобою вдвоём
                                      От всех кровожадных людей.
                                      Но будет мулла наставлять,
                                      А бай будет косо смотреть,
                                      На бедную, бедную кисть,
                                      И бабушку будут корить.
                                     
                                      С тобой бы вдвоём постоять,
                                      В прохладной тиши камышей,
                                      Чтоб смыл всю усталость Аят,
                                      Но вон, сколько глаз из Жалшей.
                                      А вечером (так каждый раз)
                                      В плену фантастических  бурь
                                      Поёт свои сказки Байдас
                                      О честных Нуркур и Манкур,
                                      Что ангелы строго грядут
                                      За каждым: и добрым и злым.
                                      И баям за всё воздадут,
                                      Обидчикам клятым твоим.
                                      А, бабушка, вот мне скажи,
                                      Край света наши Жалши?
                                      - Жигитик ты мой, Беймбет,
                                      Отдам я в ученье тебя
                                      И пусть просветлеет твой путь.

2-й Вед. И бабушка отдала внука на 2 года в аульное медресе. К счастью, Беймбету Майлину удалось поступить в школу «Уазифа»в Троицке, а впоследствии страстное желание продолжить учение привело Майлина в Уфу в медресе «Галия», считавшимся высшим учебным заведением для служителей ислама. Трудно было сыну бедняка поступить в учебное заведение, но ещё труднее было учиться там. Вспоминая этот тяжёлый, полный унижений и горестей  период Беймбет Майлин в 1913 году в одном из самых первых стихов писал:
                            Расправить плечи мне
                            Они ль помогут? Нет,
                            Им всем не до меня.
                            Они псов своих бесчеловечней
                            Учиться трудно, если
                            Ты бездолен. Я выгляжу больным
                            Хотя не болен.

1-й Вед. Первые стихи  и рассказы Б.Майлина появились именно в эти годы в рукописном студенческом журнале «Садак». Тогда же он посылает свои произведения в демократический журнал «Айкап»  и в газеты, издававшиеся в Казани, Ташкенте, Оренбурге. Слабое здоровье заставило Беймбета, не  окончив медресе, уехать в аул, где он стал работать учителем. Просвещение казахских детей, борьбу с предрассудками Б Майлин считал своим священным долгом. Но одно учительство его всё же не удовлетворяло. Он писал о сегодняшнем и завтрашнем дне казахов. Его стихи о правде аульной жизни публиковались в газетах и журналах.

                   Чтец. В Сары-Арке жили-были ханы
                            В древние года
                            Много ели, много пили
                            Были веселы всегда.
                            Хан законом шариата
                            На земле имеет трон!
                            Чернь – рабы его!
                            Когда-то был такой
                            У нас закон. Ханам было
                            Тут раздолье.
                            Люд простой стонал не раз.
                            Вспоминать о тяжкой доле –
                            Слишком долгим будет сказ.
                            Хан какой-то, уж не знаю,-
                            Здесь давно когда-то жил,
                            Никогда не унывая,
                            Роскошь, пиршества любил.
                            Он утих.
                            Тут же вызвал для совета
                            Главных визирей своих.
                            Приказал послушной свите:
                            «Не жалейте, мол, гонцов
                            И лжеца мне приведите
                            Главного из всех лжецов.
                            В дождь ли, в знойную погоду
                            Чтоб он был в моём краю:
                            Показать хочу народу
                            Мудрость светлую свою.
                            Докажу лжецу, что правдой
                            Может стать любая ложь,
                            Если ж нет, скажу»:
                            В награду золота кувшин
                            Возьмёшь!
                            Пусть мне скажут ложь такую,
                            Чтоб сказал я «Ложь!» в ответ.
                            При народе говорю я,
                            Что лжеца такого нет!»

2-й Вед. В 1919-1921 годах, когда в Тургайской области утвердилась народная власть Советов, вчерашний учитель, поэт Беймбет Майлин стал принимать активное участие в политической жизни села.
         В Дамбарской  волости он стал инспектором губернского учебного отдела. В трудные годы возглавил комиссию по оказанию помощи голодающим, руководил кружками самодеятельности в отряде чрезвычайного комиссара степного края Алиби Джангильдина. Писал маленькие пьесы, песни и юмористические рассказы. В этих произведениях Майлин бил по старым, вредным обычаям, порядкам, поддерживал и приветствовал новые начинания.

                   Чтец. Эй-эй, вперёд, мой пегий конёк!
                            Эй-эй, вперёд, мой пегий конёк!
                            Моя опора и мой дружок!
                            Придёт ли в жизни такой денёк,
                            Когда вздохнём мы с тобой, конёк.

1-й Вед. В 1924 году Беймбета   Майлина направили в город Кустанай для организации газеты на казахском языке. В 1925 году его выхвали в Кзыл-Орду в новую столицу республики. Там он стал литературным работником органа краевого комитета партии – газеты «Енбекши казах». В воспоминаниях  Сабита  Муканова о  Беймбете  Майлине в романе «Годы возмужания» писал: «Близко я столкнулся с Беймбетом во время моей работы в Кзыл-Орде, хотя встречался с ним в Оренбурге в двадцать втором и двадцать пятом годах.  Беймбет работал заместителем редактора газеты «Енбкши казах». Он был опытным, сильным журналистом. Стихи и фельетоны начал печатать ещё в четырнадцатом году.  Беймбет отличался крепким здоровьем. Он мог день работать, а потом писать ночь напролёт. Работал много, никто из казахских писателей и журналистов не мог сравниться с ним. Писал Беймбет  красивым чётким почерком. Правил себя очень мало. Казахскую грамматику знал хорошо, но с русским языком был не в ладах. В короткие часы досуга Беймбету нравилось возиться с детьми, развлекать их,  а ещё любил удобно откинуться на подушки, негромко напевать под аккомпонимент своей домбры. Играл на домбре он неплохо, в Кустанайской манере, - сильно ударяя  по струнам».
2-й Вед. Творчество Майлина уже с 1919 года занимает особое место в истории казахской поэзии. Он глубоко принимал в жизнь казахского бедняцкого аула. У Майлина был постоянный герой его стихотворений бедняк Мыркымбай. Мыркымбай – это бедняк полуоседлого, полукочевого аула.  Его основная профессия не скотоводство, а землепашество. В стихах «Горькие размышления бедняка» нищенская жизнь Мыркымбая встаёт перед нами во всей беспросветности: Мыркымбай – хлебороб не может быть хозяином  своей судьбы. Он не находит выхода из тупика. Даже при новой власти, в первые её годы, ему не хватает инвентаря и семян.
         Только с 1924 года Мыркымбаю становится немного легче. А вскоре такие бедняки, как он, начинают объединяться в ТОЗы и артели. Цикл стихов о Мыркымбае – расследовательная  хроника переходного периода жизни казахской бедноты.

                            Чтец. Встретил я Мыркымбая:
                                      -Как земляк, поживаешь?
                                      Как жена? Как ребята?
                                      И цела ль твоя хата?
                                      Он ответил мне чинно:
                                      -Похвалиться брат, нечем,
                                      Вся надежда на сына…
                                      Подрастёт, будет легче.
                                      А пока, слава богу,
                                      Бай пришёл на подмогу:
                                      Дал бычка мне без платы
                                      Дочку замуж засватал.
                                      В долг корову дал, лошадь
                                       Человек он хороший.
                                      Правда, лето проходит –
                                      Я ж на байских угодьях
                                      Весь, скажу, измотался,
                                      Сам без сена остался…
                                      -Глуп, же ты, как я вижу:
                                      Бай всего тебя выжал,
                                      Ты ж души в нём не чаешь,
                                      Всё его защищаешь.
                                               Обливаешься потом…
                                      На себя б поработал!
                                      -Разве сам я не знаю,
                                      Что служу Орынбаю!
                                      Всех брани тогда вволю,
                                      Всех, кто с нищенской долей.
                                      В дружбе с баем… так что же?
                                      Он мне родственник всё же,
                                      Помогает, коль нужно…
                                      Надо жить мирно, дружно!
                                      … Время шло.
                                      Мыркымбаю не страшны стали баи.
                                      Он на каждом собранье
                                      Просит слова заранее:
                                      -Мы за баев стояли,
                                      Защищали их племя, потому что
                                      Не знали о свободе в то время.
                                      Хоть я родственник бая:
                                      Знают пусть Мыркымбая, - разве мы позабудем                                                              Каковы баи люди!      
                                      И налог предлагаю я тройной с Орынбая!
                                      Тот, кто трудится честно
                                      Тот найдёт в жизни место!   
                                      -Наконец –то в ауле
                                      Мыркымбаи вздохнули,
                                      Весел труд их отныне.
                                      Верил я в Мыркымбая,
                                      Нынче сыт он, я знаю,
                                      И в глазах нет тревоги.
                                      Мыркымбай с младшим сыном
                                      Всё глядит на долину,
                                      На пшеницы разливы:
                                      - Ты, сынок мой, счастливый,
                                      Будь в работе примерным.
                                     

1-й Вед. В прозаических произведениях почти все проблемы тесно связаны с темой  женщины – казашки и её судьбы. В 1929 году появляется одно их самых совершенных произведений писателя  «Коммунистка Раушан», воспевающее внутренний рост, духовное возрождение казахской женщины.
         Чтец. … «Раушан опять вздохнула и задумалась. Всю дорогу она скорбно думала о женской судьбе, о том, почему женщины не равны с мужчинами. Почему женщинам нельзя бывать там, где бывают мужчины? Раушан не считала зазорным ехать с мужем в бричке. Розовое лицо жены, её улыбающиеся  глаза, мерная речь смягчили сердце Бикена. И раньше тоже так бывало: как бы ни сердился на жену, достаточно было ей улыбнуться, достаточно ласково взглянуть на него, как он таял и невольно сам начинал  улыбаться. Так случилось и на этот раз. Он готов был исполнять все его желания. «дорогая моя жена, может быть, для других  ты и своевольна и нехороша, а для меня ты дороже и милее всех!  Пусть плетут сплетни, пусть болтают, что им взбредёт в голову, а мы всё – таки едем, и нам весело!»…
2-й Вед. В 30-годы произошла коренная ломка в жизни аула. Вчерашние кочевники оседали на землю. Уходило с исторической сцены байство.  В это время выходит его роман «Азамат Азаматович».  Главный герой романа Азамат Азаматович, получивший образование в столице, приезжает в город Карасай и становится ответственным работником в губернском земельном отделе. Горстка людей, недовольных новой властью, окопавшихся в городе, но не порвавших с аулом  стараются запутать Азамата Азаматовича в свои сети.
         Вначале ничего не подозревавший  Азамат становится орудием в грязных руках этих людей.  Но потом выбирается из топкого болота и помогает ему в этом русский коммунист Алексеев, его школьный товарищ и коммунистка Гайша.
         Большой вклад сделан Майлиным и в казахскую драматургию. Начав с пьес «Мулла Шамкар» и «Венчание» в 1920году.  Майлин всю свою жизнь не оставлял драматургию.  Ещё не было театров. А его одноактные пьесы шли на клубных сценах, в красных юртах и школах. Основными героями пьес Майлина являются люди, возрождающиеся при новой жизни. Женщины-казашки, батраки, бедняки, которые, благодаря советским законам, предоставившим им свободу и равноправие, были приобщены к строительству нового мира
         1-й Вед. В 1938 году жизнь Беймбета Майлина, полная литературных замыслов, самоотверженного труда, оборвалась на творческом взлёте.
         Арест по обвинении. В контрреволюционной. Буржуазно-националистической деятельности, истязания на допросах и определение военной коллегии Верховного Суда СССР от 26 февраля приговорившей Беймбета Майлина к расстрелу с немедленным исполнением приговора. Боль, причинённая Майлину жестокой несправедливостью и абсурдностью приговора, обвинявшего честнейшего труженика литературы в шпионаже и терроре, в «задержании искусственного роста молодых советских писателей» сравнима  лишь с болью и тревогой за судьбу семьи, детей. После казни писателя была арестована и  отправлена в лагерь его жена Кульжамал. Ещё до этого у неё забрали одного за другим и увезли в детдома всех детей.  После освобождения в 1946 году она долгое время искала детей, но вернуть удалось лишь четверых (сыновей Мереке Едыля и дочерей Разию и Гульсум.).

2-й Вед. Лишь в 1957 году определением Верховного Суда от 16 апреля Беймбет Майлин был реабилитирован, приговор отменён и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
         Имя писателя, его творчество вернулись к людям. Казахское народное изречение «Ай-ортак, Кун-ортак, Жаксы-ортак» гласит, что «луна, солнце и прекрасный человек принадлежат всем». Замечательный писатель, человек большой души Беймбет Майлин навсегда принадлежит народу




Сценарий составила: младший научный сотрудник Тарановского историко-краеведческого музея им. Б. Майлина – В. Н. Тырышкина



2 комментария: